Великий пример
Воистину, благой пример необходим в жизни каждого человека. Он нужен для того, чтобы следовать ему и обретать лучшие качества, выбирать правильный путь, будь это в покорности Аллаhу Всевышнему или во взаимоотношениях с родными и детьми, в жизненных вопросах или в вопросах религии и т.д.
Всемогущий Творец даровал Пророку Мухаммаду, мир Ему, быть прекрасным примером для нас, которому будут следовать до тех пор, пока живут верующие. Он был достойным, правдивым, мудрым, далеким от зла и заблуждения. Пророк, мир Ему, был лучшим примером для Своей общины, соответствуя тому, чему учит Ислам. Он был и остается маяком, освещающим истинный путь. Аллаh Всевышний неоднократно восхвалял Своего Посланника в Кур`ане.
Сказано в Небесной Книге (Сура Аль-Ахзаб, Аят 21):
لقد كان لكم في رسول الله أسوة حسنة
Это означает: «Воистину, Посланник Аллаhа для вас является прекрасным примером, чтобы следовать Его пути».
Расскажем о поведении Пророк Мухаммад, мир Ему, в различных сферах жизни, в каждой из которых Он является лучшим примером.
Культура Его поведения дома
Мать правоверных ‘А`иша описала мораль и нравственность Пророка Мухаммада, мир Ему, сказав:
كان خلقه القرءان
Это означает: «Его мораль соответствовала Кур`ану». Это передал имам Ат-Табараний. Все Его деяния исходили от этой великой морали, на которую указано в Священном Писании (Сура Аль-Калям, Аят 4):
و إنك لعلى خلق عظيم
Это означает: «Воистину, у Тебя высочайшая нравственность и прекраснейшая культура».
И эта нравственность была очевидной в Его доме, в обращении с женами и дочерьми. Он говорил с ними наилучшими мягкими словами, пошучивал, ухаживал за ними, общался ласково, радовал их сердца и был справедлив между ними.
‘А`иша рассказывала, что Посланник Аллаhа, мир Ему, когда хотел выйти в путешествие, делал жеребьевку между своими женщинами, и та из его жен, чье имя выйдет, путешествовала вместе с Ним.
Также она рассказывала, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сам доил овец и ухаживал за собой. Он делал это, будучи Пророком огромной общины, ее предводителем, тем самым стремился обучить свою общину тому, что человек, в независимости от высоты его положения и от его имени, не должен высокомерничать, быть надменным или тираном, наоборот, пусть хранит свою скромность и доброту.
Книги, повествующие о жизни Пророка Мухаммада, мир Ему, полны рассказов и примеров, которые позволяют нам узнать личность Пророка, мир Ему, в кругу семьи.
Его мораль в отношении со сподвижниками
Высокая нравственность и мораль Пророка Мухаммада, мир Ему, сильно проявлялись в общении с Его великими сподвижниками, да будет им милость от Аллаhа. Он никогда не показывал свое превосходство ни над одним из них, наоборот, всегда встречал их с приятным улыбающимся лицом, говорил спокойно. Он разделял их радости и печали. Он обращался ко всем сподвижникам одинаково, настолько, что каждый из них думал, что ни с кем Пророк, мир Ему, не общается с такой мягкостью, как с ним.
Посланник Аллаhа, мир Ему, советовался с ними во время сражений без различий и разделений между ними: были они арабами или не арабами. Он положился на мнение перса Сальмана Аль-Фарисий касательно рытья окопов в битве Аль-Ахзаб и назначил Биляля своим му`аззином, хоть он и был эфиопцем.
Людям необходимо обратить внимание на эту нравственность Посланника, мир Ему, для того, чтобы сделать эти великие качества постоянными в их жизни. Не нужно высокомерничать над рабами Аллаhа и угнетать их. Воистину, следование Посланнику Аллаhа, мир Ему, включает в себя следование всем Его поступкам.
Отношение Пророка, мир Ему, к Его врагам
Удивляет обращение Посланника Аллаhа, мир Ему, к Его врагам. В истории не было милостивее Него в отношении к врагам, и это при том, что Он испытывал вред и мучения с их стороны.
Когда была открыта Мекка, населяющие ее племена были призваны к принятию Ислама. И все враги, которые воевали с Пророком Мухаммадом, мир Ему, вчера и выступали против призыва е единобожию, оказались под Его властью. Обратился к ним Посланник, мир Ему:
يا معشر قريش ما ترون أني فاعل بكم؟
Это означает: «О курайшиты, как по-вашему я поступлю с вами?» Они ответили:
خيرا أخ كريم و ابن أخ كريم
«Добром. Вы щедрейший брат сын щедрейшего брата».
Тогда Он сказал:
اذهبوا فأنتم الطلقاء
Это означает: «Можете идти. Вы свободны».
А когда Посланник Аллаhа, мир Ему, пошел с призывом в местность Ат-Та`иф в надежде найти того, кто встретит Его там, то встретили Его дети с камнями в руках и руганью на языках. Они кидали в Него камни так, что на Его благословенном теле выступила кровь. Тогда пришел к Нему Ангел Джибриль и сказал означающее: «Если хочешь я сомкну их между двумя горами». На что Пророк, мир Ему, ответил:
بل أرجو أن يخرج الله من أصلابهم من يعبد الله وحده لا يشركبه شيئا
Это означает: «Я надеюсь, что среди их потомков будут те, кто будет поклоняться Единому Создателю, не придавая Ему никакого соучастника». Передал имамы Аль-Бухарий и Муслим.
Люди как никогда нуждаются в этой великой нравственности сейчас, когда жестокость заняла место милости, порочные поступки встали вместо добродетели, лицемерие и притворство вместо искренности и честности.
Культура Пророка, мир Ему, с детьми
Посланник, мир Ему, был мягким и милостивым в обращении с детьми. Огромная ответственность и различные заботы, возложенные на Него, не мешали Ему проявить сочувствие маленькому опечаленному ребенку.
Посланник, мир Ему, не пренебрегал обучением детей и их наставлением. Передал Аль-Бухарий и Муслим, что ‘Умар ибн Абу Сальмаh сказал: «Я был ребенком под опекой Посланника Аллаhа, мир Ему. Однажды моя рука была в миске, и Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал мне:
يا غلام، سم الله، و كل بيمينك، و كل مما يليك
Это означает: «О мальчик, упоминай имя Бога, ешь правой рукой и бери из еды то, что с твоей стороны».
Когда Хусейн хотел съесть финик из фиников садака, сказал Ему Пророк Мухаммад:
كخ كخ، أما علمت أنا لا تحل لنا الصدقة
Это означает: «Нет, нет! Разве ты не знаешь, что нам нельзя брать садака?»
Пророк, мир Ему, проявлял мягкость к детям, обнимал их и молился за них.
Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, заметил сообразительность и ум ‘Абдуллаhа ибн ‘Аббаса, читал ему ду’а`, попросил для него знания и понимания в религии. И передано от ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаhа, мир Ему, обнял меня и сказал:
اللهم علمه الكتاب
Это означает: «О Аллаh, обучи его Кур`ану». А в передачи имама Ахмада от ибн ‘Аббаса сказано: «Посланник Аллаhа положил свою руку между моих плечь и сказал:
اللهم فقهه في الدين و علمه التاويل
Это означает: «О Аллаh, даруй ему знание религии и обучи его толкованию Кур`ана».
Передал имам Ахмад в своем сборнике, что Абу hурайра, да будет Ему милость от Аллаhа, сказал означающее: «Мы выполняли ночную молитву с Пророком, мир Ему. Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, совершил земной поклон Хасан и Хусейн прыгнули Ему на спину. Когда Он поднял голову, аккуратно взял их рукой сзади и опустил на землю. Когда возвратился в земной поклон, то они снова залезли Ему на спину, и так до тех пор, пока Он не завершил выполнение молитвы. После Намаза Он посадил их себе на ноги».
Также передали имамы Ахмад, Ибн Маджаh и Аль-Бухарий в книге «Аль-Адабуль-Муфрад» от Я’ля ибн Мурраh, да будет ему милость от Аллаhа, который рассказывал, что он вышел с Пророком, мир Ему, когда их позвали к застолью. Хусейн сын ‘Алий играл на дороге, и Пророк, мир Ему, увидев его, поспешил к нему и протянул руки, чтобы взять его, но ребенок стал бегать из стороны в сторону, и Посланник Аллаhа, мир Ему, догонял его, играя, до тех пор, пока не взял на руки. Затем подошел к нам и сказал:
حسين مني و أنا من حسين
Что дало понять, что Его любовь к Хусейну полноценная, как и любовь Хусейна к Нему.
Также передается история о том, что однажды Аль-Акра’ ибн Хабис пришел к Посланнику Аллаhа, мир Ему, и увидел Его целующим Хасана сына ‘Алий и сказал: «Вы целуете своих детей?» Посланник Аллаhа, мир Ему, ответил означающее: «Да». Тогда Аль-Акра’ сказал: «Воистину, у меня десятеро детей и я никогда не целовал ни одного из них». На что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
من لا يرحم لا يرحم
Это означает: «Кто не проявляет милость, сам не будет помилован».
Передается о заботе и внимательности Посланника, мир Ему, о Его маленьких детях. Он заботился и отдавал им Свое внимание даже во время выполнения ритуалов поклонения. Так, рассказывает Катадаh: «Посланник Аллаhа, мир Ему, совершал молитву, держа на руках Умамаh дочь Зайнаб (дочь Посланника Аллаhа, мир Ему), когда Он совершал земной поклон, ложил ее на землю, а когда вставал, то снова брал на руки». Передал имам Аль-Бухарий в своем сборнике Хадисов.
Удивляет Его милость и доброта по отношению к младшим. Он играл и шутил с ними, но даже в шутках Его слова были всегда правдивы, ведь Он защищен от лжи. Он не гневался и не бил их. И дети очень любили Посланника Аллаhа, мир Ему. Имам Ас-Суютый передает, что Он играл с Зайнаб дочерью Умм Салямаh и говорил ей:
يا زوينب
«О Зууайнаб!» (уменьшительно-ласкательное от Зайнаб).
Некоторые сподвижники видели Посланника Аллаhа, мир Ему, когда по Его благословенному лицу катились слезы по причине смерти Его сына Ибраhима. Пророк обратился к ним и дал знать, что Аллаh Милостив к тем, кто проявляет милость по отношению к другим.
Отношение Пророка, мир Ему, к больным
Пророк, мир Ему, не переставал призывать мусульман посещать больных. И сам навещал больных при том, что нес на себе заботы мусульман. Он помогал им и утешал их. ‘Усман ибн ‘Аффан рассказывал, что сахаба всюду сопровождали Посланника Аллаhа, мир Ему. Он посещал их больных, присутствовал на обрядах захоронения и выражал свои соболезнования.
Пророк, мир Ему, молился за больных и возвещал их о великих вознаграждениях и награде, которых они удостоятся за терпение, проявленное во время постигнувшей их болезни, тем самым облегчая им участь.
Передает Уммуль-‘Аля` и говорит: «Посланник Аллаhа, мир Ему, посетил меня, когда я была больна и сказал:
أبشري يا أم العلاء، فإن مرض المسلم يذهب الله به خطاياه كما تذهب النار خبث الذهب و الفضة
Это означает: «Радуйся о Уммуль-‘Аля`. Воистину, Аллаh стирает ошибки мусульманина его же болезнями подобно тому, как огонь убирает грязь с золота и серебра». Передал Абу Дауд.
Эти некоторые примеры из жизни Пророка Мухаммада, мир Ему, полны моментов, которые показывают величие Его культуры. А как же иначе? Ведь Он самый почетный и самый великий из всех созданий Аллаhа Всевышнего. Творец восхвалил Его во многих Аятах Небесного Писания.
О Аллаh, даруй нам иметь культуру подобную культуре Пророка, мир Ему, пусть наши слова и действия соответствуют Его действиям и словам. И просим Тебя даровать еще больше почета и величия нашему Посланнику Мухаммаду, мир Ему, Его семье и великим сподвижникам.